АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ
Непрерывно и интенсивно увеличивается общий парк летательных аппаратов, наземных средств обеспечения и обслуживания полетов, усложняется управление воздушным движением Особую важность и актуальность в этих условиях приобретает проблема обеспечения безопасности полетов. Большие задачи в решении этой проблемы возложены на Госавианадзор СССР и Госавиарегистр.
Над повышением уровня безопасности полетов в гражданской авиации работают эксплуатационные авиапредприятия, территориальные управления ГА, министерства и ведомства, связанные с авиацией, научно-исследовательские организации, предприятия промышленности, разра — J батывающие и создающие авиационную технику. Работы по повышению ► уровня безопасности полетов (БП) ведутся по многим направлениям: целенаправленная политико-воспитательная работа с личным составом, выполняющим и обслуживающим полеты; повышение квалификации летного состава, специалистов и служащих; повышение надежности работы авиационной техники и наземных средств обеспечения полетов.
В основе планирования этих работ лежит анализ состояния БП, который осуществляется по статистическим данным о неблагоприятных событиях, характеризующих БП. К таким событиям относятся: авиационные происшествия (АП), предпосылки к ним (ПАП), поломки воздушных судов (ПВС), чрезвычайные происшествия авиационные (ЧПа), ошибочные действия, нарушения требований руководящих документов личным составом, выполняющим и обеспечивающим полеты, отказы и неисправности авиационной и наземной техники. При анализе указанных событий количественно оценивается уровень БП и исследуется влияние различных факторов на состояние БП.
Кроме общих планов работ широко используется целевое планирование мероприятий, направленных на решение конкретных задач повышения БП. Процесс разработки мероприятий обычно связан с выполнением широкого круга научных исследований, среди которых центральное место занимают статистические исследования причин и факторов, определяющих уровень БП. Статистические исследования БП проводятся путем количественной оценки в целях диагностирования состояния авиационных эргатических систем и их элементов, прогнозирования тенденций изменения параметров и характеристик БП, изучения влияния различных факторов на изменения этих характеристик.
Для плашірбвания мероприятий важно производить оценку их эффективности. Используется ряд методов априорной оценки эффективности мероприятий, основанных на достаточно развитой теории прогнозирования. Эти методы продолжают совершенствоваться и развиваться. Большую роль в решении этой проблемы играют работы отечественных математиков. По применению математических методов
оценивания надежности авиационной техники в условиях АСУ много практических результатов.
Исключительно важное значение имеет анализ качества работы экипажей и персонала УВД. Решению этой проблемы посвящен ряд фундаментальных исследований [10] .
Особенностью существующих методов оценки надежности техники и безопасности полетов является необходимость использования достаточно полных статистических исходных данных. Сбор и накопление достоверных исходных данных представляют собой задачу весьма трудоемкую. Поэтому использование современного. математического аппарата носит, как правило, ограниченный эпизодический характер. Для того чтобы математические методы использовались не эпизодически, а регулярно, необходимо иметь хорошо доступные исходные данные. Это возможно только при создании специальных автоматизированных систем сбора, обобщения, хранения и анализа информации о неблагоприятных событиях, характеризующих БП, а также необходимой нормативно-справочной информации.
Созданию таких автоматизированных систем уделяется большое внимание как у нас в стране, так и за рубежом. В США уже многие годы функционирует автоматизированная система сбора и анализа АП и ПАП (инцидентов). В 1976 г. в ГА СССР введена в эксплуатацию первая отечественная автоматизированная система управления безопасностью полетов (АСУ ’’Безопасность”). Она решает задачи сбора, хранения и анализа информации о крупных событиях: АП, ПАП, ПВС, ЧПа. В 1977 г. в ИКАО начала функционировать автоматизированная система ADREP, в которой осуществляется сбор, хранение и анализ информации об АП и частично инцидентах, представляемой странами — членами ИКАО.
С развитием информационно-вычислительной сети ГА соответственно совершенствуется и АСУ ’’Безопасность” как в части комплекса технических средств и программного обеспечения, так и по расширению функциональных задач.
Настоящая книга посвящена теоретическим и прикладным аспектам создания и эксплуатации многоуровневой автоматизированной системы управления факторами БП МАСУ ’’Безопасность”. Методологические вопросы построения МАСУ ’’Безопасность” основаны на теории больших систем с использованием работ академика СССР Г. С. Поспелова по программно-целевому планированию и управлению [9], работ академика В. М. Глушкова по автоматизации управления технологическими и информационными процессами [3] .
Книга написана авторским коллективом, участвовавшим в разработке и внедрении МАСУ ’’Безопасность”.